Company Logo

vision

Советы и рекомендации

Разговор по душам

         Период ожидания ребенка — счастливое время в жизни семьи. Много планов строят супруги, представляя будущего ребенка, ту радость и счастье, которое принесет с собой новый маленький член семьи. Но нет ни одной матери или отца, которые бы мечтали родить слепого ребенка.

         Слепота малыша оказывает на семью огромное влияние, она требует от родителей времени, сил и эмоциональных ресурсов. Возникают чувства, которые не всегда можно понять, о которых нелегко говорить. Иногда требуются годы для того, чтобы сформировать свою точку зрения на чувства с которыми столкнулись родители при воспитании ребенка с нарушениями зрения.

         Случаи возникновения эмоционального неприятия слепого ребенка, чувства отчужденности, порой так и не преодоленного членами семьи, встречаются в жизни довольно редко. Чаще, любовь и привязанность, возникающие у родителей к ребенку, помогают им преодолеть горе, реально взглянуть на специфические проблемы его воспитания в семье, познакомиться и овладеть специальными приемами и методами воспитательной работы, хотя на первоначальных стадиях развития слепого ребенка, особенно в первые два-три месяца, практически отсутствует специфика в его обучении и воспитании.

       Цель воспитания слепого ребенка — это его подготовка к активному участию в жизни общества. Воспитывая слепого, необходимо знать своеобразие его развития и специальные методы воспитания, поскольку в активной жизни и деятельности у слепого ребенка формируются компенсаторные процессы, позволяющие ему развивать психические качества, адекватные жизненным проблемам и ситуациям. Родителям необходимо научиться помогать ребенку преодолевать трудности в овладении внешним миром, но прежде им важно преодолеть нередко возникающее чувство своей неполноценности, понять, что семейная обстановка, в которой растет ребенок, должна быть естественной системой отношений — между родителями и детьми, между супругами, а также отношений и связей с окружающими семью людьми.

         Как же нужно вести себя родителям слепого ребенка?  Прежде всего, спокойно отвечать на вопросы посторонних. Можно ограничиться словами «да» или «нет».
Ребенок не видит обращенных на него взглядов и еще не понимает вопросов. Однако тон, в котором мать отвечает на вопросы окружающих, может его насторожить, и у него может сложиться отрицательное отношение к незнакомым людям, а затем и неправильное отношение к себе, как к неполноценной личности. Необходимо так построить ответ, чтобы спрашивающий и ребенок поняли оптимистическое отношение матери к развитию своего ребенка.

Начиная с полутора-двух лет слепому ребенку уже недостаточно общества родителей. Для того, чтобы он вырос полноценным человеком, приспособленным к жизни, он должен общаться с другими детьми. Хорошо, если среди играющих возле ребенка детей найдется более старший ребенок, который «возьмет шефство» над малышом. Если в семье есть другие дети, то функцию старшего помощника смогут выполнять они.

С рождением слепого ребенка важно, чтобы в семье к нему относились, как к здоровому полноценному человеку. Важно, чтобы правильное отношение было у всех членов семьи. Ребенку нужна не жертвенность со стороны родителей, а нормальное отношение, основанное на  разумной любви.

Иногда у родителей возникает трудность, как сказать о слепоте ребенка старшим детям, как сделать, чтобы они полюбили своего младшего братика или сестричку. Прежде всего, отношение детей к малышу будет зависеть от отношения к нему самих родителей. Необходимо сделать все возможное, чтобы старшие дети не видели переживаний родителей по поводу рождения слепого ребенка.

         Индивидуальный подход к детям, учитывающий влияние слепоты на развитие восприятия, памяти, мышления при овладении знаниями об окружающем мире, служит необходимым условием компенсации слепоты. И в первую очередь, это задача родителей. Они следят за каждым шагом в развитии ребенка, и могут оказать ему помощь в создании активной личностной позиции в жизни, в преодолении трудностей поведения в обществе, возникающих у него в связи со слепотой.

         Мы надеемся, что наши советы помогут родителям, которые столкнулись с проблемами, возникающими при воспитании ребенка с нарушениями зрения.

 

"Н.Н. Матвеева, учитель - дефектолог

 

Рекомендации для родителей, воспитывающих ребенка с нарушением зрения (подготовила учитель - тифлопедагог Яганова А.Р.)

Об этом важно знать "Как научить слабовидящего ребенка видеть и понимать окружающий мир" (подготовила учитель - тифлопедагог Яганова А.Р.)

Советы тифлопедагога родителям будущего первоклассника (подготовила учитель - тифлопедагог Сергеева А.М.)

"Что за странное слово - окклюзия"(подготовила учитель - тифлопедагог Сергеева А.М.)

Коррекционно - развивающие игры "Путь к успеху" (Составители: учителя - дефектологи (тифлопедагоги) Матвеева Н.Н., Чуприкова Е.В.)

Совместная работа семьи и детского сада по воспитанию и развитию детей с нарушением зрения (Матвеева Н.Н., учитель - дефектолог (тифлопедагог)

Гигиена зрения (Сергеева А.М., учитель -дефектолог (тифлопедагог)

Гимнастика для глаз (Сергеева А.М., учитель - дефектолог (тифлопедагог)

Рекомендации для родителей "Какие игры способствуют развитию зрения" (Матвеева Н.Н. учитель - дефектолог (тифлопедагог)

Игротека "Поиграем вместе" (Сергеева А.М. учитель - дефектолого (тифлопедагог) 

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста. (Матвеева Н. Н., учитель - дефектолог (тифлопедагог)

Примерные виды работы и упражнения для развития мелкой моторики и осязания через предметно - практическую деятельность для детей с нарушением зрения" (Чуприкова Е. В., учитель - дефектолог (тифлопедагог)

Оздоровительный комплекс упражнений для глаз "Зрительная гимнастика" (Чуприкова Е.В., учитель - дефектолог (тифлопедагог)

"Без гимнастики друзья, нашим глазкам жить нельзя!" (зрительная гимнастика в стихах) (Чикирдина Т.В., учитель - логопед)

Рекомендации для родителей "Мир разноцветных эмоций" (Матвеева Н.Н., учитель - дефектолог (тифлопедагог)

Роль семьи в подготовке ребенка с нарушением зрения к обучению в школе (Матвеева Н.Н., учитель - дефектолог (тифлопедагог)




Powered by Joomla!®. Designed by: Joomla chess theme  Valid XHTML and CSS.