Company Logo

vision

Музыкальный руководитель

 

 Музыкотерапия

(подготовила музыкальный руководитель Горбенко С.М.)

Термин «музыкотерапия» обозначает использование музыки в целях восстановления и укрепления здоровья, в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний.

С древних пор музыка использовалась как лечебный фактор. Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем врачи, философы, педагоги использовали музыку для лечения души и тела человека. Они задумывались над тайнами влияния музыки, пытаясь определить ее роль как в восстановлении функций организма, так и в формировании духовного мира личности. Известно, что уже Гиппократ и Пифагор специально «прописывали» своим больным курсы лечения музыкой, достигая целительного эффекта. Известны идеи Платона, связанные с использованием музыкотерапии. Вслед за Платоном и Пифагором идеи о влиянии музыкального искусства высказал Аристотель в учении о катарсисе – концепции очищения души человека в процессе восприятия музыки.Влияние музыки на человека порой трудно переоценить. Это живой, неисчерпаемый источник вдохновения. Музыка может доставить удовольствие и одновременно вызвать сильное душевное переживание, пробудить к размышлению, увлечь слушателя в неизведанный мир фантазий.Организм человека, слушающего музыку, как бы подстраивается под нее. В результате у слушателя поднимается настроение, работоспособность, снижается болевая чувствительность, нормализуется сон, восстанавливается стабильная частота сердцебиения и дыхания. Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на организм: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов, нормализуют артериальное давление, стимулируют пищеварение, улучшают аппетит, облегчает установление контакта между людьми, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание и кровообращение, усиливают внимание.

Музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека. Отдельные элементы музыки имеют прямое влияние на различные системы человеческого организма. Самый большой эффект от музыки – профилактика и лечение нервно-психических заболеваний. Кстати, музыка благотворно действует не только на человека, но также на животных и даже на растения.Каким же образом воздействует музыка? Если ритм музыки медленнее ритма пульса, мелодия будет оказывать релаксационный эффект на организм, мягкие ритмы успокаивают человека. Если ритм чаще пульса, то возникает возбуждающий эффект, при этом быстрые пульсирующие ритмы могут вызывать даже отрицательные эмоции. Минорные тональности оказывают на человека депрессивный, подавляющий эффект. Мажорные поднимают настроение, приводят слушателя в хорошее расположение духа, повышают его артериальное давление и мускульный тонус.

Также очень важны такие характеристики, как диссонанс – дисгармоничное сочетание звуков (оно возбуждает, раздражает), и консонанс – гармоничное сочетание звуков (оно, напротив, успокаивает, дает приятные ощущения). Так, например, рок-музыка отличается частым диссонансом, нерегулярностью ритмов, отсутствием формы. Рок может разрушающе действовать на человеческий мозг. Громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов вредна для слуха и для нервной системы, подавляет нервную систему, увеличивает содержание адреналина в крови. На некоторых людей музыка влияет более остро, чем слово. Музыка Баха, Моцарта, Бетховена оказывает антистрессовое воздействие. Кстати, специалисты считают произведения Моцаpта феноменом в области воздействия музыки на живые организмы. Например, не так давно старейший британский научный журнал «Nature» («Природа») опубликовал статью Франзис Раушер о положительном влиянии музыки Моцарта на человеческий интеллект. Проведенные калифорнийской исследовательницей эксперименты подтвердили это. К примеру, после прослушивания фортепианной музыки Моцарта в течение 10 минут проведенные тесты показали повышение так называемого «коэффициента интеллектуальности» у студентов – участников эксперимента – в среднем на 8-9 единиц. Причем повышение умственных способностей отмечено как у тех студентов, кто любит музыку Моцарта, так и у тех, кому она не нравится. Таким образом, музыкотерапия может явиться эффективным средством коррекции эмоциональных отклонений и других расстройств человека.

 

На заметку "Особенности музыкальной деятельности дошкольников" (Горбенко С.М., музыкальный руководитель)

Педагогическая гостиная "Будущий музыкант" поступил в детский сад (советы родителям)" (Горбенко С.М., музыкальный руководитель)

Рекомендации для педагогов "Современные требования к оформлению музыкального зала" (Горбенко С.М., музыкальный руководитель)

Педагогическая гостиная "Воздействие музыки на человека" (Горбенко С.М., музыкальный руководитель)

На заметку "Движение под музыку - это важно" (подготовила Горбенко С.М., музыкальный руководитель)

 

 




Powered by Joomla!®. Designed by: Joomla chess theme  Valid XHTML and CSS.